Маркетинг

17.10.2011 07:41:54
Маркетинг

Покупка Калины обеспечит Unilever лидерство в основных косметических категориях

Англо-голландский концерн Unilever объявил о покупке 82% крупнейшего российского производителя косметики Калина за €390 млн. Сделка поможет Unilever догнать и даже опередить в некоторых косметических категориях своих главных конкурентов — Procter&Gamble и L`Oreal. За лидерство Unilever платит 45-процентную премию к рыночным котировкам Калины

В совместном сообщении компаний говорится, что 'на первом этапе' Unilever покупает 82% ОАО 'Концерн 'Калина'' за €390 млн (16,7 млрд руб.), то есть всю компанию оценили в €500 млн (21,5 млрд руб.) за вычетом долга (только кредиты на сумму около €93 млн). Оценка неокончательная и 'будет корректироваться в зависимости от ряда условий завершения сделки'.

Сделка должна получить одобрение от регулирующих органов России, Украины и Казахстана. Представитель 'Калины' Мария Шаклеина уточнила, что документы на согласование будут поданы на этой неделе. Также Unilever сделает оферту миноритариям, владеющим остальными 18% 'Калины'. Сделку планируется закрыть в течение двух месяцев.

В 'Калине' в пятницу не уточнили, кто является продавцом 82% акций. До 2007 года компанию напрямую контролировал глава совета директоров Тимур Горяев, но теперь он владеет только 0,05% акций. Совладельцем 'Калины' также считается ее гендиректор Александр Петров. Крупнейший акционер 'Калины' сейчас — кипрская Prego Holdings Ltd с долей 30,6%.

Связаться с господами Горяевым и Петровым в пятницу 'Ъ' не удалось.

Консультантом со стороны 'Калины' выступал инвестбанк UBS, со стороны Unilever — Goldman Sachs.

Выручка 'Калины' за первое полугодие 2011 года — 5,5 млрд руб. (+8,9% к тому же периоду прошлого года), чистая прибыль — 365 млн руб. (+20%). Штаб-квартира и завод находятся в Екатеринбурге. Основные бренды — 'Черный жемчуг', 'Чистая линия', 'Бархатные ручки', '32', 'Лесной бальзам'. Часть акций головного ОАО 'Концерн 'Калина'' находятся в свободном обращении в РТС и на ММВБ.

По версии журнала Forbes, Unilever в 2010 году был вторым по величине в мире производителем потребительских товаров после Procter&Gamble. Выручка в прошлом году превысила €44 млрд. Владеет косметическими брендами Dove, Pond`s, St. Ives и др. Unilever принадлежат в России восемь предприятий пищевой промышленности. В 2008 году купил российского производителя мороженого 'Инмарко', в 2009-м — производителя кетчупов 'Балтимор'.

Владельцы 'Калины' получили заметную премию за свой актив — примерно 45% к котировкам компании в четверг, до объявления о продаже. В пятницу, после объявления, акции производителя в РТС и на ММВБ выросли на 40%, капитализация составила 19,8 млрд руб. (€463 млн). 'Сделке соответствует мультипликатор EV/EBITDA 2011 года в 11,7х: он не слишком высокий по сравнению со средними показателями аналогов на развитых рынках (9,5х) и даже меньше, чем на развивающихся рынках (17х)',— отмечает аналитик 'Метрополя' Татьяна Бобровская.

По оценкам Euromonitor, 'Калина' является самым крупным отечественным производителем косметики с долей 3,1% на парфюмерно-косметическом рынке в 2010 году. При этом производитель уступает иностранным игрокам: у Procter&Gamble в России 12% рынка, у L'Oreal Groupe — 8,1%, у Avon —7,4%, у Oriflame — 6,8%, у Henkel — 4,6%, у Colgate-Palmolive —3,6%. Сам Unilever занимает десятое место по продажам косметических средств в России. Его доля, по оценкам Euromonitor, составляла 2,2% в 2010-м. Покупка 'Калины' поднимет производителя минимум до шестого места. Весь рынок оценивается Euromonitor в 379,6 млрд руб. (примерно €9 млрд).

Но в отдельных сегментах рынка Unilever станет лидером. По оценкам Nielsen, в категории средств по уходу за руками и телом Unilever с брендом Dove сейчас занимает около 3% в стоимостном выражении. Марки 'Чистая линия' и 'Черный жемчуг' обеспечат Unilever первое место и долю в 32%. Второй по величине игрок в этой категории — немецкая Beiersdorf имеет только 10%. В категории средств по уходу за волосами Unilever с долей 12% в стоимостном выражении займет второе место после Procter&Gamble, у которого 18%. В сегменте средств по уходу за лицом Unilever получит 33% рынка (раньше доля была близка к нулю) и уступит только L'Oreal. У Procter&Gamble в этой категории не более 5%. Также Unilever выходит в новый сегмент по уходу за полостью рта.

Все марки 'Калины', скорее всего, будут сохранены в портфеле Unilever, уточнил 'Ъ' представитель компании.

Автор: Pupkin

Источник: ria novosti