Маркетинг

01.11.2011 10:50:50
Маркетинг

MasterCard проиграла конкуренцию за сотрудничество с Ашаном

Конкуренция на российском рынке между двумя крупнейшими платежными системами — Visa и MasterCard — усиливается. Переход на безналичный расчет торговой сети Ашан, последним из крупных ритейлеров решившимся на этот шаг, пройдет на базе одной системы

Эксклюзивное сотрудничество с одним из крупнейших ритейлеров может стоить Visa комиссионных доходов, но их компенсирует увеличение клиентской базы.

Вчера торговая сеть 'Ашан' объявила о начале масштабного приема пластиковых банковских карт для оплаты покупок. До конца года на новый режим работы перейдут все магазины сети. До сих пор расплатиться в 'Ашане' можно было лишь с помощью подарочных и кредитных карт банка Accord, который входит в группу Auchan, и Кредит Европа банка. Такие ограничения по приему банковских карт вызывали нарекания ФАС, которая потребовала от сети их снять. Впрочем, полномасштабным переход 'Ашана' на безналичные расчеты так и не стал: cеть будет принимать карты любых банков, но только платежной системы Visa. Картами, эмитированными на базе платежной системы MasterCard — ближайшего конкурента Visa, в 'Ашане' можно будет расплатиться только 'в первой половине 2012 года'.

В самой MasterCard преференции для Visa в рамках сотрудничества с 'Ашаном' восприняли сдержанно. 'Мы ведем переговоры с 'Ашаном', и начало работы лишь с одной системой кажется мне странным,— говорит глава MasterCard в России Илья Рябый.— В России нет других примеров работы ритейлера лишь с одной с платежной системой. Естественно, первым появиться в сети стратегически выгоднее, и мы с нетерпением ждем, когда 'Ашан' сможет принимать карты MasterCard'. Сеть Metro Cash & Carry, принимающая к оплате банковские карты с прошлого года, тоже начинала переход на безналичные расчеты с сотрудничества с одной платежной системой (MasterCard), но эксклюзив был предоставлен ей только на время пилота и только в двух регионах, рассказала руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro Cash & Carry Оксана Токарева. По ее словам, работать с обеими платежными системами выгоднее.

По мнению участников рынка, эксклюзивное сотрудничество 'Ашана' с Visa может объясняться льготными условиями, предложенными платежной системой. На таких условиях сеть гипермаркетов настаивала уже давно, объясняя, что иной подход приведет к повышению цен для покупателей. По словам директора дирекции розничного бизнеса Транскредитбанка Вениамина Полянцева, финансового резона работать только с одной платежной системой нет: тарифы обеих систем одинаковы. 'Вероятно, монополия была получена Visa взамен каких-то сверхвыгодных условий',— предположил он. В Visa не комментируют финансовые условия сотрудничества с 'Ашаном'. Между тем пусть даже непродолжительная монополия Visa позволит ей значительно увеличить клиентскую базу. Ежедневная посещаемость гипермаркетов 'Ашан' составляет около 20 тыс. человек (в России 30 таких гипермаркетов), 'Ашан-Сити' — около 10 тыс. человек (14 магазинов), региональных 'Ашанов' — 8-10 тыс. человек.

Интерес участников рынка привлекала и кандидатура банка-эквайера, выбранного 'Ашаном'. Хотя конкуренция на рынке эквайринга очень высока, этот статус получил не слишком известный игрок ВТБ 24, вышедший на рынок эквайринга только в прошлом году. 'Причина, скорее всего, в цене,— отмечает представитель крупного розничного банка.— ВТБ 24, будучи новичком на рынке, ради клиентской базы мог согласиться на комиссию, близкую к 0,1-0,3% против стандартных 1,5%'. Не исключено, что частично такой низкий тариф ему компенсирует сама Visa, и не исключено, что именно за это Visa получила монополию, считает банкир. В ВТБ 24 не комментируют финансовые условия сотрудничества с Visa и 'Ашаном'. Впрочем, статус эквайера в случае с ВТБ 24 — условность. 'Ашан' построил собственную сеть терминалов по приему карт стоимостью $5 млн, поэтому ВТБ 24 фактически будет лишь расчетным банком.

Автор: Pupkin

Источник: ria novosti