Ростелеком может купить 25% сети Связной
Как стало известно Ъ, Ростелеком, недавно объявивший о желании развивать собственную монобрендовую сеть, интересуется покупкой 25% одного из крупнейших российских сотовых ритейлеров Связной. Но сам Связной планирует пока сохранять независимость от операторов связи, сейчас ритейлеру интереснее развивать для них розничные сети, как это уже было с МТС, которой строительство монобренда могло стоить до $1 млрд
'Ростелеком' интересуется покупкой 25% в компании 'Связной', рассказал 'Ъ' источник на рынке сотового ритейла и подтвердил менеджер, близкий к 'Ростелекому'. Стороны начали обсуждать возможную сделку около месяца назад. По словам источника, близкого к 'Связному', такое предложение было обнародовано, но серьезно не обсуждалось внутри компании.
Консультантом 'Ростелекома' и 'Связного' выступает 'Тройка Диалог', утверждает источник 'Ъ' в крупном инвестбанке. Идея о сделке между оператором и ритейлером 'могла обсуждаться', допустил менеджер, близкий к 'Тройке Диалог'. В пресс-службе 'Ростелекома' и 'Тройки Диалог' от комментариев отказались.
Сумма сделки не обсуждалась, говорят собеседники 'Ъ'. Исходя из предварительной оценки 'Связного' инвестбанками, обнародованной ритейлером в августе в ходе подготовки к IPO ($1,8-2,6 млрд), цена 25% компании могла бы составить $450-650 млн.
Контролирующий акционер 'Ростелекома' — государство в лице 'Связьинвеста', ВЭБа и Агентства по страхованию вкладов, которому принадлежит 53,25%. По итогам первого полугодия 2011 года выручка 'Ростелекома' составила 143,6 млрд руб., OIBDA — 56 млрд руб.
'Связной' управляет 2715 магазинами в России. Выручка по итогам первого полугодия — 29,3 млрд руб., EBITDA — 1,3 млрд руб., общий долг — около 10 млрд руб. 99,99% ритейлера принадлежит нидерландской Svyaznoy N. V., ее основной владелец — Максим Ноготков.
О планах по выходу на рынок сотового ритейла 'Ростелеком' объявил в сентябре этого года. В монобрендовой сети оператор планирует продавать контракты на подключение к собственным услугам, финансовые, пенсионные и кредитные продукты, а в будущем — аксессуары для сотовой связи, рассказывал президент 'Ростелекома' Александр Провоторов.
Один флагманский салон 'Ростелекома' будет открыт в этом году, открытие еще 14 запланировано на следующий. Всего в монобрендовую сеть 'Ростелекома' будет входить 2,5 тыс. салонов, из них примерно 500-700 оператор будет развивать самостоятельно, а остальные передаст в управление крупнейшего сотового ритейлера. Создание монобренда может обойтись 'Ростелекому' в 3-3,7 млрд руб. плюс вознаграждение партнеру за управленческие услуги (см. 'Ъ' от 16 сентября).
Переговоры о сотрудничестве идут с 'Евросетью' (4,5 тыс. салонов в России и Белоруссии), 'Связным' и региональными сетями, говорит источник, близкий к 'Ростелекому'. До конца года 'Ростелеком' планировал определиться с более выгодным предложением, исходя из наименьших затрат на одно рабочее место салона. Переговоры продолжаются, говорит источник, близкий к 'Евросети'.
По словам источника, близкого к 'Связному', компания планирует продолжить развиваться как независимый ритейлер. Фактически речь идет о сценарии, опробованном с МТС. Весной 2009 года 13 менеджеров 'Связного' во главе с Сергеем Румянцевым перешли в розничную сеть МТС. К концу третьего квартала 2011 года розничная сеть выросла до 2,4 тыс. собственных салонов, а с учетом франчайзинговых — 4,017 тыс. салонов. Строительство сети обошлось МТС примерно в $1 млрд, говорит источник 'Ъ', поэтому покупка доли в 'Связном' выглядит менее затратной при выходе 'Ростелекома' на этот рынок. Например, соглашение 'Евросети' и 'Вымпелкома' (контролирует 49,9% ритейлера) предполагает, что за управленческие услуги салонами 'Вымпелкома' ритейлер получит 6,3 млрд руб. в течение десяти лет.
Продажа 25% выгодна и 'Связному', считает топ-менеджер оператора 'большой тройки'. 'Особых обязательств продавец на себя не берет, покупатель в данной ситуации является скорее финансовым инвестором',— говорит собеседник 'Ъ'.
Источник: ria novosti