Маркетинг

10.02.2012 07:25:32
Маркетинг

Бывшие владельцы сети Лента создают для нее конкурентов

Бывший совладельцы сети гипермаркетов Лента Август Мейер и Дмитрий Костыгин снова инвестируют в розничный бизнес: как стало известно Ъ, за четыре года они планируют открыть 30 мелкооптовых комплексов под маркой Энель, которые станут аналогами американских магазинов Costco и Sams Club. На первом этапе бизнесмены вложат в проект до $250 млн, вырученных от продажи Ленты

В имеющейся в распоряжении 'Ъ' презентации проекта сказано, что бывшие совладельцы 'Ленты' Дмитрий Костыгин и Август Мейер планируют к 2016 году создать сеть из 30 'оптовых клубов', похожих по формату на американские магазины Costco и Sam's Club. Американский формат предполагает продажу покупателям членских карт стоимостью $30-100 в год, узкий ассортимент до 6 тыс. позиций и низкую наценку (в среднем 14%). Такая модель не реализована в чистом виде ни одним ритейлером в России, напоминает президент 'Дикси' Илья Якубсон.

Рабочее название сети — 'Энель', что является аббревиатурой от 'Новая Лента', уточнил господин Костыгин. Операционной компанией на старте станет ООО 'Торговый дом 'Орион'' — бывшая 'дочка' ЗАО 'Любимый край', производителя кондитерских изделий, совладельцем которого является Дмитрий Костыгин. Партнерам принадлежит в проекте по 50%.

'Энель' должна занимать площадь 12-14 тыс.кв.м. Это комплексы складского типа, со стеллажным хранением и зоной розничной торговли, с минимальным количеством персонала, следует из презентации. Магазины будут ориентированы на две категории потребителей — индивидуальные покупатели и бизнес. При этом по ценовой политике магазины должны стать 'жестким дискаунтером'.

Развивать сеть планируется в Санкт-Петербурге и в Москве. Первый магазин может открыться в конце 2013 года, скорее всего, в Петербурге. В этом городе сейчас подыскиваются земельные участки площадью 3-5 га: на основных трассах, не более 1-2 км от Кольцевой автодороги (КАД). 'Экономическая целесообразность данного формата торговли возможна только при определенных условиях. В первую очередь — локации торговых комплексов',— сказано в презентации.

Проект уже был презентован губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, говорит господин Костыгин. Он надеется на сотрудничество с городскими властями. Пресс-секретарь господина Полтавченко Андрей Кибитов от комментариев вчера отказался.

На первом этапе партнеры хотят вложить в проект $200-250 млн, уточнил Дмитрий Костыгин.

Август Мейер и Дмитрий Костыгин вышли из акционерного капитала 'Ленты' (42 гипермаркета) в августе 2011 года. На двоих инвесторам принадлежало около 42% сети, которые они продали инвестфондам TPG Capital, ЕБРР и 'ВТБ Капитал' за $1 млрд. По итогам 2010 года 'Лента' была шестым по выручке продуктовым ритейлером в России, контроль над сетью сейчас принадлежит TPG.

'Лента' — не 'жесткий дискаунтер', сеть ориентирована в первую очередь на розничных покупателей, поэтому 'Энель' ей конкуренцию не составит, считает Дмитрий Костыгин. 'Мы создаем альтернативу устаревшему формату торговли — оптовым рынкам',— объясняет бизнесмен. Кроме того, TPG, ЕБРР и 'ВТБ Капитал' не ограничивали его и Августа Мейера по будущим инвестициям в розничную торговлю. Руководитель управления прямых инвестиций и специальных проектов 'ВТБ Капитала' Тимофей Демченко вчера не захотел комментировать новый проект бывших совладельцев 'Ленты'. Представитель TPG был недоступен для комментариев.

Санкт-Петербург — самый насыщенный гипермаркетами и вообще сетевой торговлей город в России, напоминает гендиректор петербургского Colliers International Николай Казанский. По оценкам Infoline, примерно 70% розничного оборота города приходится на сетевую торговлю, причем половину этой доли контролируют гипермаркеты. По оценкам, приведенным в презентации 'Энель', Х5 Retail Group ('Пятерочка', 'Перекресток', 'Карусель'), сети гипермаркетов 'О'кей' и 'Лента' на троих занимают 49% розничного продуктового рынка Санкт-Петербурга, который, по данным Петростата в 2011 году, составил около $9,7 млрд. 'Нужна очень сильная мотивация для покупателей, чтобы поехать за покупками за КАД. Например, это могут быть очень низкие цены',— полагает господин Казанский. В Москве не такая высокая конкуренция: весь рынок продуктового ритейла оценивается примерно в $60 млрд, тройка крупнейших игроков — Х5, 'Ашан', Metro Cash&Carry — имеют долю 14,5%, оценивал ранее директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко.

Автор: Pupkin

Источник: ria novosti