«Яндекс.Маркет» готов поделиться с интернет-магазинами
Угрозы крупнейших российских ритейлеров привлечь к ответственности Яндекс.Маркет за продажу товаров, которые могут быть контрафактными, не напугали Яндекс. Компания предлагает интернет-магазинам отдавать агрегатору до 50% прибыли с каждой покупки взамен на привилегии в поисковой выдаче. Продавцы легальных товаров могут себе позволить комиссию не более 2%, значит, предложение заинтересует опять же исключительно серых импортеров, возмущаются ритейлеры
С 23 апреля ставка агентского вознаграждения (CPA — Cost Per Action, оплата за действие по завершении покупки) будет определяться интернет-магазином самостоятельно в пределах от 1% до 50% (включая НДС) от стоимости товара, следует из сообщения 'Яндекс.Маркета'. Если магазин не установил или не изменил ставку CPA, по умолчанию будет применяться действующая сейчас ставка CPA в размере 1%.
В дальнейшем компания планирует ввести аукционную систему по принципу той, что уже действует на 'Яндекс.Маркете' при оплате за клик по объявлению (модель CPC — Cost Per Click): чем большее вознаграждение готов предложить магазин, тем на более выгодных позициях отобразится его объявление на странице предложений товара. '50% — это техническое ограничение, чтобы установить верхнюю допустимую границу и, например, исключить опечатки (75% вместо 7,5%),— поясняют в 'Яндексе'.— Не думаем, что среди магазинов будет много желающих на самом деле выставить такую комиссию'.
'Яндекс.Маркет' — крупнейший в России агрегатор товаров в интернете: подключено около 13 тыс. магазинов, ежемесячно им пользуются более 17 млн человек (по данным 'TNS Россия'). По подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли, объем рынка онлайн-ритейла в России вырос в 2013 году на 34%, до 544 млрд руб. (около $17 млрд). Долю интернет-продаж в ритейле Ассоциация компаний розничной торговли оценивает в 2%.
'Мы работаем на 'Маркете' только по CPC-модели',— говорит представитель интернет-гипермаркета Ozon.ru Мария Назамутдинова. По ее мнению, новый СРА-аукцион ориентирован на категории товаров с более высокой маржинальностью (на электронику, возможно, на бытовую технику, одежду, книги), 'безусловно, от этой модели 'Маркет' получит дополнительную прибыль'.
Повышение ставки наиболее актуально для тех категорий, где высока конкуренция и маржинальность товаров (например, одежда, детские товары, шины и т. д.), подтверждают в 'Яндексе'. CPA-модель выгодна для магазинов, которые торгуют всеми категориями товаров, потому что при этой модели они оплачивают не просто трафик на сайт, а заказ товара, отмечают в компании. По словам представителя 'Яндекса' Татьяны Комаровой, сейчас с 'Яндексом' по модели CPA работают такие магазины, как 'Белый ветер', 'Холодильник.ру', '220 вольт', '003' и др. При этом магазины по-прежнему могут работать с 'Маркетом' и по обычной модели — с оплатой за клик (CPC), подчеркивают в 'Яндексе'.
Новые правила 'Яндекс.Маркета' могут еще больше обострить отношения 'Яндекса' и крупнейших российских ритейлеров. Как уже сообщал 'Ъ' (см. 'Ъ' от 11 апреля), компании обвинили 'Яндекс' в продвижении товаров, ввезенных в страну без согласия правообладателей. В частности, президент 'М.Видео' Александр Тынкован прямо назвал 'Яндекс.Маркет' 'биржей 'серого' товара', а 'Яндекс' — 'основным бенефициаром создавшейся системы': поисковик и его сервисы, зарабатывая на рекламе, формируют до 80% трафика отдельных магазинов, которые могут торговать контрафактом.
'Вряд ли какой-то белый ритейлер в здравом уме и твердой памяти, имея минимальную маржу на цифровых устройствах, которые зачастую ищут в 'Яндексе', выставит комиссию выше 1-2%',— рассуждает менеджер одного из крупнейших российских ритейлеров. Зато это исключительно выгодно 'серым' игрокам, у которых маржа выше за счет того, что они налогов не платят вообще. 'Они могут пожертвовать маржой и работать на обороте, поскольку для многих таких игроков 'Яндекс' дает до 80% от их общих продаж',— отмечает собеседник 'Ъ'.
Источник: ria novosti