Назад в офисы. Чему рекламные холдинги научились на удаленке и готовы ли они вернуться к нормальной жизни
Вопрос о возвращении сотрудников в офисы звучал практически в каждом интервью с руководителями рекламных холдингов. Однако ответить на него оказалось сложнее, чем предполагалось. В мае глава WPP Марк Рид говорил, что они ориентируются на китайский офис, который довольно быстро вернулся в привычный режим после снятия ограничений. В то же время он признавал, что речи об открытии офиса в Нью-Йорке не идет – и даже когда это станет возможным, присутствие на рабочем месте будет добровольным
Однако, как мы уже знаем, «сгладить кривую» заболеваемости коронавирусом удалось не везде. В США, Австралии и других регионах ситуация оставалась довольно напряженной, тогда как в ряде европейских стран власти с медиками смогли улучшить статистику. На данном этапе сентябрь уже не выглядит переломным моментом, после которого рекламисты вернутся в родные стены.
В июльском интервью Артур Садун из Publicis Groupe подчеркивал, что здоровье и безопасность сотрудников являются приоритетом для компании, поэтому решение об открытии офисов принимается по каждому рынку отдельно, в зависимости от эпидемиологической ситуации. На тот момент Publicis Groupe следовала принципу «один офис на город». «Мы ясно дали понять, что сотрудники могут продолжать работать из дома до конца года, и во многих странах мы все еще призываем людей оставаться дома», — рассказывал CEO рекламной группы.
На локальном уровне принимались и решения о сокращении зарплат топ-менеджеров. Некоторые руководители соглашались на 20-процентное снижение во втором и третьем кварталах, сам Садун урезал свою зарплату на 30%.
Британский офис Publicis Groupe, где работают 5 тысяч человек, возвращался к привычному режиму постепенно: в июне он открыл двери для 30 сотрудников, в июле — уже для 200. Чтобы люди не чувствовали себя одиноко в полупустых помещениях, были организованы «френдзоны», где сотрудники Starcom могут сидеть вместе с коллегами из Leo Burnett или Turner Duckworth. В сентябре, когда дети пойдут в школу, можно ждать нового притока желающих поработать в недомашней обстановке, полагает глава лондонского офиса Аннет Кинг.
Havas также довольно рано открыл офис по ту сторону Ла-Манша. Пробный шар был пущен 1 июня, и тогда предполагалось, что 10-этажное здание примет максимум 30% сотрудников (а всего их две тысячи). В реальности на начало августа этот показатель составлял примерно 15%. Как говорит операционный директор Пол Уорд, команда сразу определила офис как место, где она будет собираться для подготовки наиболее важных презентаций. Ну и в целом там меньше проблем с Wi-Fi, а перебои с интернетом сильно раздражают клиентов.
В России агентства Havas, которые являются частью группы АДВ, продолжают работать на удаленке. Холдинг первым внедрил формат «вне офиса» на постоянной основе, начав с медиаагентства Maxima, которое недавно перезапустили под брендом HADI.
Говорить о полном возвращении к офисной работе и отказу от удаленного формата преждевременно, сообщили AdIndex в российском подразделении Publicis Groupe. Там уверены, что до конца года значительная часть операций будет проводиться в удаленном режиме. Пока же в офисе работает лишь небольшая часть сотрудников, соблюдая все необходимые санитарно-эпидемиологические нормы и ряд правил, в числе которых согласованное расписание, обеспечивающее возможность дистанцирования и в то же время возможность собираться тогда, когда это нужно.
Объединяет 60 тысяч человек, работающих в Publicis Groupe, платформа Marcel — коронавирус ускорил ее запуск на многих рынках.
Коронакризис поднял не только бытовые вопросы (как расставить столы, сколько раз измерять температуру и т. д.), но и экзистенциальные. Ради чего люди ходят в офис? Пандемия доказала, что мы можем сохранять продуктивность и без обмена сплетнями в коридоре. Financial Times объявила, ни много ни мало, о кризисе белых воротничков. Эксперты отмечают, что в первую очередь работодатели сокращали средний менеджмент и тех, кто занимался административной работой. Сильнее остальных пострадали сфера услуг и креативная отрасль.
По словам Рида, экономия на содержании офисов не является ключевым вопросом для холдинга, поскольку WPP уже давно строит кампусы, в которых размещает сразу по несколько агентств. Для других сетей, например для McCann Worldgroup (IPG), сокращение и закрытие офисов стало одним из способов снизить издержки в кризисный период.
Зато WPP пересмотрел инвестиции в IT и кадры, перевел некоторых сотрудников на частичную занятость, отказался от заметного числа фрилансеров и внештатников, а также попросил людей с доходами свыше $100 тысяч урезать зарплаты хотя бы на 10%. На годовом собрании, которое состоялось в июне, Рид сообщил, что принести такую «жертву» согласилось более 3 тысяч топов. Впрочем, уже в июле издание Campaign сообщало о постепенном снятии этих ограничений. Официальные результаты второго квартала и первого полугодия WPP представит 27 августа.
Группа Omnicom, по бизнесу которой коронакризис ударил особенно сильно, пошла на еще более решительные меры: ее топы отказались от трети доходов, а глава компании Джон Рен вообще отказался от зарплаты до сентября.
Во время кризиса руководители холдингов и отдельных агентств лично убедились в том, что большая часть стереотипов об удаленной работе являются надуманными, а страхи относительно незрелости или неспособности людей к самоорганизации и поддержанию продуктивности беспочвенны. «Даже начинающие сотрудники могут эффективно реализовывать свои функции без ежесекундного надзора, если им помочь правильно организоваться и настроить все нужные механизмы обмена информацией, обучения и контроля», — говорит генеральный директор Carat в России (DAN) Дарья Куркина.
По признанию топ-менеджера, поддерживать дух единой большой команды и общего дела, помогать сохранять work-life balance оказалось действительно сложно. В Carat опробовали различные методики и техники, сделали цикл тренингов и, «кажется, нашли способы препятствовать выгоранию талантов».
Что касается презентаций, то здесь агентству пришлось перестраиваться из «театрального» формата, где работает живая энергия и контакт, на формат кино, где энергию необходимо так сконцентрировать и направить, чтобы она «пробила маленький экран ноутбука или телефона и достигла слушателя».
«Живое общение очень важно для нашего бизнеса и процессов. Но еще важнее здоровье и безопасность людей. Мы изначально приняли решение, что приоритет именно такой, и если у такого решения и будут противники или издержки, то мы будем с ними работать. Но ставить под риск команду и клиентов неприемлемо. Здорово, что и наши клиенты оказались того же мнения», — резюмирует Дарья Куркина.
Источник: ria novosti